Электронный журнал / Дневник
Создание: 15.05.2018
Электронного журнала ЭЖ-5+ больше нет, как нет и московского журнала МРКО. Но этот проект был. Его рождение и развитие сделало меня тем, кто я есть.

ЭЖ - доисторическая версия

Вот так выглядела первая (нулевая») версия Электронного журнала. Сервис был создан и внедрен в школе №38 г. Кемерово, где я. работал учителем информатики и был ответственным за информатизацию школы. На дворе стоял 2001 год.

em_0.png

ЭЖ был написан на языке ASP, использовал сервер баз данных MS SQL и, соответственно, работал на компьютере под управлением MS Windows 2000. Через web-интерфейс можно было только добавлять данные об оценках и уроках. Изменение ошибочно введенных данных требовало прямого обращения к базе данных. У сервиса были и другие проблемы, в частности, с приватностью данных.

Но, тем не менее, это было очень круто. Такого не было нигде! Люди приезжали посмотреть из других городов.

P.S. Программирование было выполнено приглашенным программистом, моей была только идея. История не сохранила имени программиста, помню только, что это была девушка))

ЭЖ 1.0-2.0

Первая версия Электронного журнала создавалась в 2005 году. Это был ученический проект, организованный  для моих учеников: Елизарова Аркадия, Нефедова Вадима, Пикулина Артема, Владимирова Евгения и др. Вместе с ребятами мы изучали PHP, mySQL, а заодно пытались самостоятельно реализовать web-сервис «Электронный журнал». Изначально это было несколько проектов: журнал для выставления и просмотра оценок, тестирующая система, терминологический словарь, которые потом были объединены в один сервис с единой авторизацией, единым оформлением. Этот ученический проект был представлен на студенческой конференции, и использовался мной. на уроках.

После летних экзаменов ребята разъехались в разные города продолжать учебу и летом практически заново была написана вторая версия (ЭЖ 2.0), которая использовалась в течение года в городском классическом лицее г. Кемерово. К сервису добавлялись дополнительные модули, например, модуль для автоматической проверки программного кода, написанного на языке Pascal (собственного сервера не было, а чужие сервера из соображений безопасности запрещали запуск внешнего кода). В первый год сервис работал только в классах, где Д.Ю. вел информатику…

em_1_s.png
форма авторизации в Электронном журнале

 

em_1_t.png
Кабинет учителя-администратора ЭЖ. На рисунке виден модуль для автоматической проверки программного кода. Простой, лаконичный дизайн во многом объяснялся крайне низкими скоростями модемов. В школе выше 30 кбит/сек не было никогда.

 

em_1_m.png
Страница для добавления информации об уроке, выставления оценок.
Основные элементы интерфейса, отход от прямого копирования бумажного журнала были реализованы здесь.

 

em_1_d.png
Просмотр оценок и информации об уроках учеником и родителем (отдельного родительского кабинета тогда не было).  Все оценки за выбранный предмет просматривались в виде ленты, щелчок на дату открывал подробную информацию.

ЭЖ-3

Еще во времена ЭЖ 2.0 появились первые школы, которые захотели использовать сервис в своем образовательном процессе. Это потребовало создания приложения, в котором было бы единое хранилище данных о школах, но при этом каждая школа независимо от других  работала со своими данными. Так появилась третья версия Электронного журнала, который использовался в 2008-2010 годах.

Для популяризации третьей версии был создан буклет с кадром классического фильма «Доживем до понедельника» с Вячеславом  Тихоновым. Мы хотели донести до наших коллег, что хороший учитель, с которым интересно быть на уроке, и новые средства, с которыми удобно работать, – вот залог качественного образования. В новой версии впервые появился тип пользователя «Классный руководитель», который имел доступ ко всем ученикам своего класса. В ЭЖ-3 появляется модуль проверки домашних заданий и первые статистические таблицы.

В дизайне главными приоритетами оставались лаконичность и простота. В дизайне ЭЖ-3 использовались выпадающие меню, позволяющие пользователю из любого места ЭЖ «перепрыгнуть» в любой доступный модуль. Количество школ, активно использующих сервис, перевалило за сто.

em_3_t.png
Экран выставления оценок в третьей версии

 

em_3_b.jpg

Обложка буклета с кадром фильма «Доживем до понедельника»

ЭЖ 4

Четвертая версия Электронного журнала была представлена в августе 2010 года. Это было последовательное развитие третьей версии: увеличилась скорость работы сервиса, рос функционал. Появились новые модули: «Расписание уроков», «Лента новостей», «Печать аттестатов», «Питание» и «SMS-рассылка».

Новая версия стала ответом на многочисленные пожелания, которые высказывали учителя-практики, работающие с ЭЖ в своих школах. Для того чтобы изучить все возможности ЭЖ  не достаточно стало пяти минут, поэтому были организованы и проведены дистанционные занятия, вебинары, записаны видеоуроки, полностью переписана справочная документация.

В «четверке» учитель получил возможность добавлять произвольную информацию об уроке. Это был очередной шаг к дистанционному обучению с помощью ЭЖ.

 em_4_m.png
Экран учителя для добавления уроков, выставления оценок

 

em_4_t.png

Стартовая страница ЭЖ4. У пользователя права учителя/классного руководителя/администратора, поэтому меню длинное. На начальной странице нашли себе место информеры расписания уроков, ленты новостей и модулей для обучения.

em_4modul.png

Модули ЭЖ. Рекламный баннер.

 

 em_4_f.png

Баннер с сайта ЭЖ о появлении нового модуля «Питание» С его помощью родители заказывали питание своих детей, отслеживали платежи. Этот модуль был интегрирован  с МАО Школьное питание.

ЭЖ-5

Пятая версия ЭЖ стала принципиально новым программным продуктом.

В начале 2012 года, начав разработку новой версии сервиса, было выделено несколько приоритетных задач:

  1. Объединить данные в единый управляемый массив (необходимо сделать данные об успеваемости ученика доступными при переходе из школы в школу).
  2. Объединить в одном личном кабинете пользователя все его возможные роли (учитель может работать в нескольких школах, у него могут быть дети, которые учатся в третьем образовательном учреждении).
  3. Сделать сервис максимально удобным для использования его в качестве инструмента дистанционного обучения.
  4. Возможность мониторинга образовательного процесса для руководителей муниципального и регионального уровня.
  5. Сделать сервис «мультиязычным» с инструментом для легкого перевода на другой язык (появились клиенты ЭЖ из других республик).
  6. Сделать сервис масштабируемым для дальнейших изменений (упорядоченный программный код, простое добавление новых модулей).

Для решения этих задач сервис был практически полностью переписан. Изменилась структура базы данных, механизм взаимодействия модулей друг с другом, было переписано ядро ЭЖ.

Решая масштабную задачу, был проанализирован ставший классическим дизайн «четверки» выделены его сильные и слабые стороны. Совместно с новосибирской студией дизайна для ЭЖ-5 был разработан принципиально новый интерфейс с кнопками-информерами, всплывающими окнами и многим другим.

Задача, казавшаяся неподъемной, была решена к концу августа, и с сентября более пятисот школ начали учебный год с ЭЖ-5. Для нового сервиса была написана новая документация, разработан новый сайт.

em_5concept.png

В этом черно-белом варианте было предложено видение нового сервиса для дизайнера. Осталось превратить эту идею в живой продукт.

 

 em_5design.jpg

Рисунок для сайта ЭЖ, созданный летом 2012 г. символизировал скорые изменения

 

em_5_d.png
Дизайн личного кабинета. При реализации не каждый пиксель, нарисованный дизайнером, был реализован, но дух нового интерфейса был сохранен.

em_5_m.png
Модуль выставления оценок был переписан на 100% Появилось возможность добавлять оценки с клавиатуры, писать комментарии к оценкам. Удобней стал инструмент для добавления дополнительной информации к уроку (рисунки, файлы видео)

ЭЖ 5+ / МРКО

В 2014 году сервис стал основой для журнала Тульской области, а после Москвы. В Москве он вышел под названием МРКО (Московский регистр качества образования. Все права по использованию сервиса были переданы Московскому центру качества образования, а после Департаменту информационных технологий. А лично для меня началась совершенно другая история - развития сервиса? интеграция его с московскими реестрами, поддержка пользователей и аналитика образовательной деятельности. Это был непростой, но очень важный опыт.

mrko.jpg
Внешний вид журнала МРКО,

2001-2007 проект учителя информатики и его учеников

2008-2013 Электронный журнал всех школ Кузбасса

2014-2017 Журнал московских школ (МРКО)