Текстовый редактор
Создание: 17.02.2013
Изучение технологий обработки текста просто и сложно одновременно. Просто, потому что каждый человек к моменту изучения этой темы что-то набирает в текстовом редакторе на компьютере или в своей страничке социальной сети. А сложно потому, что действия, изучаемые в данной теме, всегда сильно привязаны к использованию в конкретном текстовом редакторе.

Текстовые редакторы могут отличаться визуально, например, «бесплатный» LibreOffice при всем богатстве возможностей имеет интерфейс MS Word десятилетней давности и как сделать выделение «по центру» понятно, а вот как настроить колонтитулы нужно в нем поискать. Кроме этого, различия могут быть в самом принципе взаимодействия человека и программного продукта.


Интерфейс замечательного текстового редактора Pages, написанной для iPad

Выходом из этой непростой ситуации учителю решать три задачи:

1) обучать базовым действиям обработки текстовой информации (о них будет написано ниже).

2) обучать культуре работы с текстом, причем не только во время изучения данной темы, а всегда.  Обращать внимание на нелепости в наборе, оформлении текста, которые преследуют нас повсеместно.


Фотография сделана в московском метро. На ней не менее восьми ошибок в наборе текста.

3) организовать самостоятельное изучение дополнительных необычных  возможностей. Вы знаете, например, трюк, как командой  наполнить текстовый редактор несколькими абзацами текста? А как создать генеалогическое древо?

Наиболее красиво решить треть задачу мне удалось с моим классом. Каждый ученик получил задание изучить необычную возможность текстового редактора, после чего отдельные работы были  сложены вместе и опубликованы в виде небольшой книжки «неизвестный Word».

Тематика занятий:

1. Текстовые редакторы и текстовые процессоры (под первыми я понимаю программы, которые работают только с текстом Блокнот, Notepad++ , а вторые работают с текстом как с объектом, позволяя совершать не только форматирование, но и всевозможную автоматизацию обработки текстовых данных)
кодирование текста, кодировки, текстовые форматы

2. Набор и редактирование текста
правило одного пробела, невидимые символы, специальные символы, комбинации клавиш, буфер обмена

3. Форматирование теста
форматирование символов, типы гарнитур, форматирование абзацев, работа со списками, табуляции, многоколоночный текст, очистка текста от форматирования.

4. Вставка объектов
Вставка и оптимизация точечных рисунков построение рисунков встроенным векторным редактором, вставка таблиц, вставка математических формул

5. Работа с многостраничными документами
стили текста, колонтитулы, нумерация страниц, сноски, создание оглавления.

6. Оптическое распознавание текста
Сканирование, распознавание, перевод текста в pdf-формат

Во вложении несколько текстовых документов, которые я использую для отработки различных действий. Задания в начале каждого документа.