Программа Macromedia Flash изначально могла работать со звуком. Последняя версия - Flash MX умеет:

  • импортировать звуки, включая такие распространенные форматы, как wav, mp3;
  • самостоятельно сжимать звук для уменьшения размера финального ролика;
  • синхронизировать звукоряд с видеорядом;
  • добавлять к звуку различные эффекты - затухание, панорамирование;
  • выполнять простейшее редактирование звука;
  • программно управлять звуком.

Конечно, этих возможностей не достаточно для того, чтобы использовать Flash в качестве полноценного звукового редактора. Звуковые возможности всегда были дополнением ко всем прочим возможностям этой программы. Звук шел либо фоном к основному действию, либо сопровождал какие-либо события: щелчки мышки, взрывы, выстрелы на экране и т.п. Одним из первых удачных использований звука во Flash произошло во всем известном мультике «Масяня». Исследователи отмечают, что успех мультфильма во многом обязан грамотному звукоряду со ставшими «фирменными» фразами, смешками и т.д.

Познакомившись с Flash в 2001 году, у меня почти сразу возникла идея сделать проект, в котором звук стал бы полноправным участником игры - создать программу, в которой игроку предлагалось прослушать мелодию, а после попытаться воспроизвести ее на виртуальном фоно. Тогда же был сделан эскиз проекта, и было придумано название «Рояль в кустах». Не смотря на то, что я немного умею играть на некоторых музыкальных инструментах: гитара, барабаны, флейта, все умения были исключительно «для домашнего использования». Я ни когда не был музыкантом, а только слушателем. Проект носил исключительно учебный характер, мне было интересно это сделать. По разным причинам в 2001 году проект не был завершен. Потребовалось пять лет, чтобы вернуться к нему, взять идею, доработать ее, заново сделать техническую часть.

Я представляю вам эту игру «Рояль в кустах». Она состоит из двух частей. В первой - учебной, вы можете выбирать предложенные музыкальные фрагменты известных мелодий и пытаться подобрать их на виртуальном рояле, при этом вы видите на нотном стане образец и свои собственные ноты. Во второй части, собственно игровой, вам предлагаются несколько мелодий в случайном порядке и вы должны повторить их самостоятельно без подсказки. Цель игры научиться повторять мелодии.

Цель данной статьи - познакомить вас с мультимедийными возможностями Macromedia Flash, а также, особенностями программирования в этой замечательной программе. Я надеюсь, что идеи, изложенные в данном проекте, вы сможете использовать в своей дальнейшей работе. Также данную статью можно использовать как материал спецкурса по Flash-программированию для старшеклассников, обучающихся на информационно-технологическом профиле.

Для успешной реализации проекта необходимо сделать два важных отступления. Первое - в теорию нотной грамоты, именно там мы возьмем идею кодирования музыкальных фрагментов. Второе отступление сделаем в мультимедийные возможности Macromedia Flash. Для успешной реализации проекта нам нужно научиться импортировать во Flash звуки и производить с ними простейшие операции. Я предполагаю, что читатель уже знаком с основами этой программы, умеет создавать изображения, преобразовывать их в символы, создавать простейшие конструкции на языке Action Script.

Если это не так, я могу порекомендовать вам свои статьи «Элективный курс Flash-программирование» и «Flash-игра Перекресток». В них подробно рассмотрено, как задавать переменные, использовать простейшие алгоритмические конструкции, задавать массивы, дублировать символы и изменять программно их свойства, показано применение Flash для создания различных проектов.

Также я предполагаю, что у читателя установлена локализованная (команды меню, элементы диалоговых окон и т.д. написаны на русском языке) версия программы Macromedia Flash MX, именно для нее будет предложен программный код, рисунки, комментарии к ним.