То, о чем пойдет речь, может показаться неважным, пока вы работаете с сайтом на своем локальном компьютере. Но только разобравшись с тонкостями назначения прав, вы сможете создать на своем сайте активное сообщество пользователей.

1.
Мы уже знаем, что сайт, построенный на CMS «Joomla!» имеет два входа:

  • внешний (Frontend), доступный человеку, набравшему в браузере адрес вашего сайта и позволяющий просматривать информацию;
  • внутренний (Backend), с помощью которого можно администрировать ваш сайт.

На самом деле все несколько сложнее. Действия, доступные пользователю, определяются его правами. Существует две группы пользователей:

  • гость – человек, заглянувший на сайт,— самое «бесправное существо»
  • зарегистрированный пользователь, это тот, кто нажал на ссылку Регистрация и ввел свои данные. Спустя время, он получает электронное письмо с просьбой активировать свою регистрацию.

Также активировать пользователя может администратор сайта, когда во внутреннем интерфейсе нажмет кнопку «Пользователи» и в «Менеджере пользователей» щелкнет на крестик напротив нового пользователя.

Активирование пользователя из внутреннего интерфейса
Рис. 10. Активирование пользователя из внутреннего интерфейса.

Зарегистрированный пользователь получает чуть больше прав по сравнению с гостем. Например, он может писать на форуме, читать материалы, закрытые для гостя. Но настоящие возможности появляются, когда зарегистрированному пользователю назначают права. В CMS «Joomla!» различают шесть типов пользователей.

1. автор (author) – пользователь может добавлять новый материал, вот только он не будет опубликован, прав не хватает;
2. редактор (editor) – может править свои и чужие материалы;
3. публикатор (publisher) – на сцене появляется пользователь, который публикует свои и чужие материалы;
4. менеджер (manager) – может заходить в административную часть и работать со всем, что касается контента;
5. администратор (administrator) – управляет пользователями, меняет их логины, пароли и права, также администраторы могут менять шаблоны сайта;
6. супер администратор (super administrator) – может все, именно он меняет глобальные настройки, создает новых супер пользователей.

Права назначаются «администратором» или «супер администратором» в менеджере пользователей.

Назначение прав новому пользователю
Рис. 11. Назначение прав новому пользователю.

Обратите внимание:

  • права каждого последующего пользователя повторяют все, что могут другие с более низкими правами и добавляют к ним что-то еще;
  • первые три типа работают во внешнем интерфейсе, последние три типа имеют доступ к административной части сайта;
  • в системе все права хранятся в зашифрованном виде, администратор может изменить пароль, но не может посмотреть его, даже напрямую обратившись к базе данных.
  • в системе должен быть хотя бы один «супер администратор».

Работая над сайтом образовательного учреждения, вы можете давать разные права ученикам, учителям.

2.
Будем считать, что в системе авторизовался пользователь с правами «публикатор». Рассмотрим тонкости создания и публикации нового материала на примере создания новости. Этапы работы с документом соответствуют цифрам на рисунке 12.

1. В меню «Меню пользователя» щелкните на ссылке «Добавить новость».
2. В открывшемся окне наберите название вашей новости.
3. Выберите категорию «Последние новости», о категориях мы поговорим подробно на следующем уроке.
4. В поле «Вводный текст» наберите текст вашей новости. Вы можете изменять внешний вид текста, используя доступные вам инструменты форматирования.
5. Если текст велик, имеет смысл его большую часть набирать в поле «Основной текст».
6. Для публикации вашей новости в нижней части окна откройте вкладку «Публикация».
7. В поле «Состояние» выбираем опубликовано.
8. Если мы хотим, чтобы новость дублировалась на главной странице, ставим галочку внизу страницы.
9. Обязательно нажимаем на кнопку с дискетой в верхней правой части экрана.

Создание и публикация материала
Рис. 12. Создание и публикация материала.

Если вы редактируете уже существующую новость, щелкните на ярлычок рядом с заголовком новости и выполните те же самые шаги, что и при создании нового материала.

3. (несколько важных моментов)
Я все время подчеркиваю, что работа в джумле не сложнее работы в ворде. Панель форматирования и приемы работы очень похожи. При изменении текста, его форматировании, происходит автоматическое генерирование html-кода, который при сохранении документа записывается в базу данных. Но иногда визуальный редактор начинает вести себя странно. В таком случае, для тонкой настройки содержимого, иногда не обойтись без ручной правки html-кода. Для этого нужно щелкнуть на кнопке «Править HTML код».

Если вы копируете текст из Microsoft Word, а потом вставляете его через буфер обмена в «Joomla!», форматирование вашего документа будет сохранено. В этом есть как положительные стороны, так и отрицательные. Дело в том, что ворд содержит массу избыточной информации, а это приводит к «разбуханию» базы данных (ради эксперимента можно нажать ту же кнопку «Править HTML код» и посмотреть). Кроме того, такой текст очень непросто форматировать в дальнейшем. Я советую после вставки текста из буфера обмена очистить оформление с помощью кнопки «Очистить форматирование» на панели инструментов редактирования вашего текста в «Joomla!».

На панели инструментов находится кнопка «Вставить/править картинки». С помощью нее теоретически можно вставлять изображения. Вот только картинка уже должна быть опубликована в сети интернет, иметь свой URL-адрес. Как вставлять произвольную картинку, мы научимся на следующем уроке.

4. (чего нельзя делать)
Редактируя новость, нельзя щелкать на кнопку назад или просто закрывать ваш браузер. Вы всегда или сохраняете новость, или нажимаете на кнопку отменить (большой красный крест рядом с дискетой).

Все дело в том, что с одним материалом могут работать несколько пользователей. В тот момент, когда один пользователь открывает документ для редактирования, документ автоматически блокируется для всех остальных пользователей сайта. Если он по рассеянности нажмет кнопку назад и выйдет из режима редактирования, никто кроме него не сможет снять блокировку (рисунок 4).

 Блокирование материала
Рис. 13. Блокирование материала.

Теперь пользователь «публикатор», совершивший некорректный выход, должен войти в режим редактирования новости и сохранить свои изменения.

5.
Кстати, а как «администратор» узнает, что добавлен новый материал? Об этом ему подскажет ярлычок в правом верхнем углу административной части. Щелкнув на нем, можно увидеть, кто написал новый текст, в каком он разделе. Открыв его во внутреннем интерфейсе в Менеджере материалов, его можно будет опубликовать..

Добавлен новый материал
Рис. 14. Добавлен новый материал.

Практическая работа:

Я считаю, что материал урока требует многих экспериментов. Чтобы научиться публиковать тексты из внешнего и внутреннего интерфейса, я прошу выполнить практическую работу и ответить на контрольные вопросы. Вопросов много, для ответа на некоторые недостаточно прочитать текст урока, требуется немного смекалки.

  1. Зарегистрируйте, а потом авторизуйте трех новых пользователей в системе. Назначьте для них права автора, публикатора и менеджера.
  2. Добавьте от имени «автора», новый материал в раздел новости, и пусть «менеджер» опубликует ее из внутреннего интерфейса.
  3. Создайте и опубликуйте материал из внешнего интерфейса от имени «публикатора».
  4. Выполните некорректный выход из режима редактирования новости. Посмотрите, что произойдет с материалом в «Менеджере материалов». Разблокируйте материал.

Контрольные вопросы:

  1. Что означают термины: «регистрация», «активация», «авторизация».
  2. К какому типу пользователей относится администратор сайта, которого вы создаете при инсталляции «Joomla!»?
  3. Какое минимальное количество пользователей может быть в системе?
  4. На третьем рисунке в поле «вводный текст» слово «публикатора» взято в типографские кавычки. Как мне это удалось?
  5. Как вставлять в новость ссылки на внешние интернет-ресурсы?
  6. Как правильно завершить редактирование материала? Почему?
  7. Как удалить ненужный материал?
  8. В окне редактирование материала находится кнопка «Разрыв страницы», какова ее функция? Сколько разрывов может быть в документе?
  9. В какой таблице базы данных хранятся все тексты, публикуемые на сайте?