Три года назад я проводил курсы с учителями информатики по созданию интернет-сайтов. Я начал их с того, что, молча, за десять минут установил полностью управляемый динамический сайт. «Все. На этом наши курсы закончены»,— сказал я.

Сегодня мы потратим на установку «джумлы» чуть больше времени, получим полностью работоспособный сайт и поймем, что заканчивать обучение еще рано.

1.
На прошлом уроке мы научились устанавливать web-сервер и запускать в нем web-сервисы, в частности, форум phpBB. Некоторые сайты – это один большой форум. Например, образовательный сайт «Планета Adobe Photoshop»  http://planetaphotoshop.ru.  Но ведь, кроме общения, на сайте школы нужно публиковать и другую информацию: тексты, фотографии, таблицы, flash. Все перечисленное называется контентом. Для размещения такой разнородной информации созданы специальные программные комплексы, они называются Системами Управления Контентом (CMS Content Management System).

  • С точки зрения неискушенного пользователя, CMS – это сайт, заходя на который, можно управлять своим собственным сайтом, добавлять текст и рисунки, причем довольно легко, не сложнее, чем в ворде работать.
  • С точки зрения программиста, это набор скриптов, которые позволяют через web-интерфейс добавлять, изменять и удалять содержимое базы данных, в которой хранится сайт.
  • А для нас с вами CMS – это еще один web-сервис, который мы должны научиться устанавливать и настраивать для своих нужд.

2.
Среди огромного выбора CMS мы выбираем «Joomla!» (восклицательный знак входит в название). Тому есть несколько причин:

  • «Joomla!» — система с открытым кодом, распространяется по лицензии GPL. Вы можете ее свободно использовать и модифицировать в вашем образовательном учреждении. Это можно сказать и про большинство ее дополнений.
  • Имеется русифицированная версия «Joomla!» с русским сайтом поддержки.
  • Для «Joomla!» написано огромное количество дополнительных модулей, расширяющих возможности системы.
  • Система достаточно гибкая, чтобы использовать и настраивать ее, и, вместе с тем, она достаточно легка в изучении и эксплуатации.

Мне кажется, довольно доказательств. Пора устанавливать систему.

3.
На данный момент (октябрь 2008 г.) на сайте www.joom.ru уже доступна последняя версия «Joomla! 1.5». Ее внешний вид отличается от «Joomla! 1.0», но не все еще баги на данный момент выловлены. Поэтому для данного мастер-класса я выбрал сборку «Joomla! 1.0.15 Lavra Edition 2008», выпущенный 19 мая 2008 г.

Для установки джумлы скачайте инсталляцию и презентацию, показывающую процесс инсталляции по шагам (ссылки в конце документа).

  • Создайте виртуальный каталог, имя любое (на слайдах это – site);
  • Разверните в него архив 02_joomla.zip (в каталоге site должно находиться содержимое архива: 13 каталогов, 17 файлов)
  • Создайте пустую базу данных, имя любое (на слайдах это – site_db);
  • Запустите Denwer
  • Обратитесь к виртуальному каталогу http://localhost/site
  • Следуйте инструкциям на слайдах

При первых инсталляциях я рекомендую устанавливать сайт с демо-данными. Смысл в них не велик, но вместе со статьей «про булочку» вы получаете структуру, создавать которую мы пока не умеем. Мы будем учиться делать это в следующем уроке.

4.
Любой сайт, сделанный на движке джумла представлен в двух видах:

  • front-office (то, что видит пользователь, зайдя на ваш сайт, например, по ссылке http:// localhost/site если ваш виртуальный каталог называется site). Здесь можно не только просматривать новости, работать с доступными сервисами, например, с форумом, но и добавлять новый контент при наличии прав.
  • back-office (административная часть, или админка). Для входа в административную часть добавьте к вашему адресу administrator, у вас должно получиться http:// localhost/site/administrator/.

Для входа в админку вам потребуется имя и логин пользователя. В первый раз имя: admin, а пароль – то, что вы ввели при инсталляции на третьем шаге.

Вход в административную часть
Рис. 7. Вход в административную часть

5.
Чтобы оценить возможности системы управления контентом, давайте добавим новый материал из внутреннего интерфейса.

  • Запустите Denwer. Зайдите в административную часть.
  • На главной странице нажмите на кнопку «Материал».
  • В «Менеджере материалов» показаны подготовленные и опубликованные материалы. В правой верхней части окна находим кнопку «Новый» и нажимаем на нее.
  • Заполняем поле заголовок. В поле раздел выбираем «Новости», в поле вводный текст набираем произвольный текст либо копируем его из текстового редактора, применяя любые приемы форматирования текста.
Добавление нового материала.
Рис. 8. Добавление нового материала.
  • Нажимаем на кнопку «Сохранить».
  • В «Менеджере материалов» видим, что новая новость добавлена. Она опубликована, т. е. будет видна, если пользователь зайдет в раздел новости, но при этом не видна на главной странице (стоит крестик).
Публикация материала
Рис. 9. Публикация материала
  • Щелкаем на крестике и тем самым публикуем новый материал на главной странице.
  • Выход из административной части обязательно через ссылку «Выйти» в правой верхней части экрана.

Проделав эти действия, вы увидите, что на сайте появился новый материал.

6.
Мы научились устанавливать управляемый сайт. Он полностью готов к функционированию, и вы уже умеете добавлять новые сообщения в раздел «новости». Но вместе с тем:

  • Как изменять структуру? Как добавлять/удалять другие разделы?
  • Как в текст добавлять рисунки?
  • Как добавлять новые компоненты?
  • Как изменить внешний вид сайта?
  • Как создавать и управлять пользователем, чтобы одновременно несколько человек могли работать с сайтом?

Список можно продолжить. Ответы на все эти вопросы мы получим на следующих уроках. Ваши вопросы и результаты практической работы, жду, как всегда, на форуме.

Практическая работа:

  1. Установите на свой компьютер «Joomla!» с демонстрационными данными.
  2. Исследуйте, из каких разделов состоит демонстрационный сайт?
  3. Научитесь публиковать новые сообщения в раздел «новости».
  4. Выделите как можно больше вещей, которые вы пока не умеете делать, но вам бы хотелось научиться.

Контрольные вопросы:

  1. Для чего используют системы управления контентом? Почему выбрана «Joomla!»?
  2. Почему после установки нужно удалять каталог installation?
  3. Сколько таблиц в базе данных вашего сайта?
  4. Какие сервисы вам доступны в демонстрационном сайте?
  5. Как через адресную строку войти в панель администрирования.
  6. Как добавлять новости и публиковать их на главной странице?
  7. Для чего окно «Новый материал» разделено на два одинаковых окна с одинаковым набором кнопок?

Опыт показывает, чтобы почувствовать все тонкости установки, необходимо несколько раз установить, а после снести «Joomla!» (остановить Denwer, удалить каталог с юмлой, удалить базу данных).

Матариалы для скачивания: