В ЕГЭ по информатике появился новый непростой класс задач, для решения которых нужно уметь работать с логическими выражениями, множествами и двоичными числами.

Вот пример такой задачи:

Обозначим через m&n поразрядную конъюнкцию неотрицательных целых чисел m и n. Так, например, 14 & 5 = 11102 & 01012 = 01002 = 4. Для какого наименьшего неотрицательного целого числа А формула

(x & 29 ≠ 0) → ((x & 12 = 0) → (x & А ≠ 0))

тождественно истинна (т.е. принимает значение 1 при любом неотрицательном целом значении переменной х)?

Задача сложна по нескольким причинам.

Для большинства учеников самой сложной и решаемой задачей в ЕГЭ по информатике является задача C4. Ее отличительные особенности:

  • Замысловатый сюжет с текстом из 200-300 слов, для понимания которого требуется 3-5 прочтений.
  • Программа получает набор данных, которые требуется обработать и получить набор выходных значений.
  • Как правило, требуется создать «эффективный» алгоритм.
  • Среднее время, которое ученик тратит на решение – один час.

Как и любую «типовую» задачу ее можно научиться решать!

Проанализировав несколько десятков задач С4 ЕГЭ по информатике из демонстрационных вариантов, реальных вариантов, а также многочисленных сборников для подготовки к экзамену. Из всего многообразия можно выделить несколько «типовых сюжетов» и методов их решения, знаний, которыми должен обладать ученик.

В материале видео, рассказывающее о решении самой сложной, с моей точки зрения, задачи из ЕГЭ по информатике b15.

Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1, x2, ... x9, x10, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?

((x1 ≡ x2) \/ (x3 ≡ x4)) /\ (¬(x1 ≡ x2) \/ ¬(x3 ≡ x4)) =1
((x3 ≡ x4) \/ (x5 ≡ x6)) /\ (¬(x3 ≡ x4) \/ ¬(x5 ≡ x6)) =1
((x5 ≡ x6) \/ (x7 ≡ x8)) /\ (¬(x5 ≡ x6) \/ ¬(x7 ≡ x8)) =1
((x7 ≡ x8) \/ (x9 ≡ x10)) /\ (¬(x7 ≡ x8) \/ ¬(x9 ≡ x10)) =1

В качестве ответа вам нужно указать количество таких наборов.

{youtube}bKTszOwxwLE|600|338{/youtube}

Это видео и комментарии к нему вы найдете в сервисе «Атомикус». В нем авторизованные пользователи имеют доступ к решению всех задач, а также могут получить мои консультации.

У ученика, собирающегося сдать экзамен по любому предмету, сейчас всегда есть книжка с типовыми вариантами задачами и вариантами их решения. Давайте посмотрим задачи, к которым предлагает готовиться авторы сборника: Н.Н. Самылкина, Е.М.Островская «ЕГЭ 2012. Информатика. Тренировочные задания.» М.:Эксмо, 2011 г. Сборник рекомендован Институтом содержания и методов обучения» Российской академии образования.

Я не случайно так подробно остановился на выходных данных этого пособия. Просто просмотрев и задания этого сборника, я пришел к двум выводам:

1) Авторы не вполне знакомы с заданиями ЕГЭ по информатике, не верите – смотрите ниже.
2) Ученики, раз за разом решая типовые задания не вполне представляют, что может им встретиться на экзамене

Судите сами.

Attachments:
Download this file (ЕГЭ 2012. Тренир. задания_Самылкина, Островская.PDF)ЕГЭ 2012. Тренир. задания_Самылкина, Островская.PDF[Тот самый сборник. Да простят меня правообладатели))]8428 kB

Все 5-буквенные слова, составленные из русский букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. ААААА
2. ААААО
3. ААААУ
4. АААОА
……
Запишите слово, которое стоит на 240-м месте от начала списка. (задача из демонстрационной части ЕГЭ 2012 года, часть B)

К какой теме отнести эту задачу? Правильный ответ - системы счисления!